В этом году в связи с реформой системы образования, разработанной соответствующим министерством, школьникам и учителям предстоит учиться и работать по обновленной системе. Об основных изменениях рассказала на пресс-конференции начальник городского отдела образования Людмила Муржа-Ромащук.
Перемены, прежде всего, коснутся первоклассников: нагрузка по программе начальной школы стала существенно меньше (в отличие от предыдущих реформ, когда нагрузка только возрастала, а результат был противоположным ожидаемому). Изменения были презентованы на августовских учительских конференциях, на вебинарах, на сайте института усовершенствования учителей.
Чтобы достичь успеха в бесконечном реформировании школы, министерство пригласило всех неравнодушных граждан к интернет-обсуждению модели новой школы. Участие в нем приняли не только учителя, но и достаточно широкий круг людей, и это обсуждение продолжается. «Учебным заведениям теперь предоставлена большая автономия. Есть госстандарты, а мы варьируем программу», – отметила Л. Муржа-Ромащук. Учитель получает педагогическую свободу выбирать учебники, количество часов на изучение той или иной темы и систему обучения. Для перехода в старшую школу (в 10-й класс) ученики, так же как и после ее окончания, должны будут проходить ВНО. Программа приведена в соответствие с возрастными особенностями школьников: материал исторически устарел, его заменили на более современный и доступный. Как известно, здоровье детей с каждым годом становится все хуже, – этим также вызвана необходимость перемен. Программы стали легче. Теперь, к примеру, детям не придется зубрить таблицу умножения и различные формулы, можно пользоваться подсказками.
В министерстве считают, что рейтинги успеваемости, вывешиваемые на всеобщее обозрение и объявляемые на родительских собраниях, доставляли психологический дискомфорт детям и родителям. Теперь эта информация стала конфиденциальной и будет доступна только учителю-родителю-ученику. Снята ежемесячная оценка за ведение тетради, которая влияла на итоговую оценку. Не будет оценивания каллиграфии, требуется лишь писать аккуратно и разборчиво. Ученикам не будут снижать оценки за «неправильный» отступ количества клеточек и рядочков. Претензий к подписыванию тетрадей детям также больше не предъявят. Учитель должен научить ребенка культуре письма и правилам оформления работ, а остальное, посчитали в министерстве, – пережитки советского прошлого.
Л. Муржа-Ромащук сообщила, что домашние задания теперь не будут задавать на выходные, праздники, каникулы, и объем их сокращен. В первом классе домашних заданий не будет вообще, в последующих – их будет меньше. В методических рекомендациях сделан акцент на недопустимости перегрузки учеников заданиями из дополнительных пособий. Оценивания в первом классе не будет, во втором тоже может не быть – по решению педсовета школы. К предметам, которые не оцениваются на протяжении всей начальной школы (информатика, музыка, рисование, физкультура, интегрированный курс «Искусство»), добавлены «Я у світі» и трудовое обучение. Уроки физкультуры теперь станут более игровыми и интересными детям, а не «равняйсь-смирно», как раньше.
Только со второго семестра первоклассники начнут писать буквы и слоги. Чтобы снизить психологическое напряжение, до формирования у малышей навыков письма рекомендуется использовать простой карандаш. На усмотрение учителя допускается исправление или резинкой, или зачеркиванием. При этом наличие аккуратных исправлений, сделанных ребенком, не влияет на снижение балла за работу. Момент перехода на шариковую ручку определяет учитель – индивидуально для каждого ребенка. Учителям не рекомендуется пользоваться красной пастой при проверке письменных работ и в адаптационный период (первый класс). Цвет пасты для выставления оценок в дневнике и тетрадях учитель может выбрать сам.
Все эти изменения не внезапные, большинство учителей к этому готовы, – считает начальник отдела образования. Она пояснила, что учителя теперь не просто наставники, а так называемые модераторы (что в переводе с английского значит замедлитель, регулятор, посредник или арбитр; этот термин в интернет-сообществе означает лицо с особыми полномочиями, отвечающее за соблюдение участниками установленных правил и норм поведения – авт.). Уже длительное время многие педагоги внедряют инновационные формы работы, которые изменяют вектор обучения: вместо передачи знаний, учитель (модератор) направляет учеников на поиск информации, ее анализ и получение результата. Это так называемая западная система партнерства – учитель-ученик-родители. Сегодня жизнь требует от молодежи не столько напичканности академическими знаниями, сколько способности находить и перерабатывать информацию, формируя личный взгляд. Школа будет учить детей учиться всю жизнь, «не костенея» на достигнутом.
Один из пунктов, на которых базируется концепция новой школы, – справедливое распределение средств для обеспечения равного доступа всех детей к качественному образованию. К распределению финансирования школ теперь подключается вся местная громада, которая должна решить, сколько учебных заведений она в состоянии содержать (чем меньше учеников в школе, тем дороже они обходятся бюджету).
Будем надеяться, что те, кто хочет учиться и работать, смогут это сделать и по новой программе, а кто не хочет – всегда найдут массу недостатков и отговорок.